Categories: Соцыум

Что общего между змеей и козой?

Культ змеи с древних времен является широко распространенным по всему миру. Слова, обозначающие этих животных, менялись и развивались на протяжении веков. Каждый временной период вносит свой вклад в словарный запас, связанный с рептилиями. Многие топонимы, гидронимы и другие названия своим происхождением связаны с этими пресмыкающимися.

В словаре старых и устаревших слов русского языка написано, что в некоторых регионах Российской империи змея имела архаизм «казюля». Сейчас это слово живет только в народных говорах и кажется непонятным: что общего между змеей и козой? Есть объясне-
ние, что оно было создано под действием запрета на «настоящее» змеиное имя и было описательным определением опасного пресмыкающегося: «та, у которой язык раздвоен, как козьи рога».
По информации Сенненского районного историко-краеведческого музея, история
фамилии Казюлин, носители которой проживают в Сенненском районе, также уникальна. Представители этого антропонима по праву могут гордиться своими предками,
сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории. Благодаря «Словарю русских фамилий» В.А.Никонова из-
вестно, что основой фамилии Казюлин послужило мирское
имя Казюля, т.е. «змея».
Дело в том, что такое имя присоединялось родителями ребенка к имени, полученному им при крещении. Это имя употреблялось чаще крестильного и закреплялось за человеком
на всю жизнь. Наличие второго, мирского, имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности. Ее целью было сокрытие главного церковного имени от «нечисти» и «злых духов».

Мирские имена нередко полностью подменяли собой имена крестильные и даже в документах могли выступать в качестве официальных имен. До
введения на Руси христианства наречение ребенка именем, представляющим собой название животного или растения, было очень распространенной традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире.

Древнерусский человек, живший по законам природы, сам представлял себя ее частью. Издревле считалось, что змея сочетает в себе как отрицательные, так и положительные начала. Змея связывалась с водой, грозой, ветром. Известны славянские поверья о крылатых змеях, обитающих в озерах, о змеях, покровителях водоемов. Вода из источника, в котором живет змея, считалась целебной. Убиение змеи способно вызвать дождь. Змея может «запирать» воду в источнике и вызывать засуху. Всем славянам известны представления о домовой змее — покровительнице. Она оберегает, приносит достаток и благополучие. Ей оставляют молока, остатки ритуального ужина. Нередко в змее видели воплощение души предка, бывшего хозяина дома.
Не обошли Сенненщину «змеиные» топонимы и гидронимы. В книге К.Т. Аникиевича «Сенненский уезд Могилевской губернии», 1907 г., упоминается д. Казютино Пустынков-
ской волости. В этом же издании в описании границ уезда «…граница … соприкасается с ручьем Змеевым на протяжении версты и поворачивает к застенку Королинову».
В описании гор и холмов автор упоминает: «…в Рясненской волости подле Воронино – Змеева гора». Существует предание про возникновение этой возвышенности, записанное
в конце XIX в. известным исследователем Е.Р.Романовым. В нем рассказывается, что когда-то в этой местности жил Змей-страшилище, от которого окружающие люди очень
страдали. Но, как ни старались его убить и закопать в землю, ничего не получалось. Тогда нашелся один человек, который запряг черного петуха в старый лапоть и таким образом навозил земли, чтобы засыпать ею Змея. В результате получилась гора, которая сначала также изгибалась по форме, как и Змей, но со временем выровнялась. Существовало поверье, на Новый год у горы надо бросать из саней горстку сена от каждого двора для того, чтобы иметь хороших лошадей.
В Студёнковском сельском Совете вблизи реки Оболянка расположена д. Шипы. Одна из версий происхождения названия в том, что слово «шипы» означает то же, что и шип,
т.е. шипение, которое издавали змеи.
В «Списке населенных мест Могилевской губернии», 1910 г., в Сенненском уезде значится фольварк Змеевка.
По материалам Сенненского районного историко-краеведческого музея подготовила Ирина ГОРБАЧЁВА.

admin

Recent Posts

Мастера Сенненского Дома ремесел готовятся к участию в областной выставке-конкурсе «Аклады для абразоў. Традыцыі і сучаснасць»

Мастера Сенненского Дома ремесел готовятся к участию в областной выставке-конкурсе «Аклады для абразоў. Традыцыі і…

21 час ago

Благодарности председателя Сенненского районного исполнительного комитета объявлены сенненцам

⚡️Почетной грамотой Сенненского районного исполнительного комитета награждены: за многолетнюю добросовестную работу, высокий профессионализм и активное…

22 часа ago

Начинаются предвыборные выступления кандидатов в Президенты Беларуси по ТВ и радио

Начинаются предвыборные выступления кандидатов в Президенты Республики Беларусь по ТВ и радио, сообщает БЕЛТА. ЦИК…

24 часа ago

50 особей европейской лани пополнили фауну Сенненщины

  Не просто тихо, а практически бездыханно прошла фотоохота корреспондента «ГС» в тандеме с Павлом…

2 дня ago

Беларусь и Туркменистан подтвердили заинтересованность в интенсификации торгово-экономических связей

 Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Туркменистане Станислав Чепурной вручил копии верительных грамот заместителю…

3 дня ago

Опыт в связке с добротой

Ежегодно в первое воскресенье января в Беларуси отмечается профессиональный праздник – День работников социальной защиты.…

4 дня ago