Основные требования безопасности при работе вблизи воздушных линий электропередач
При проведении сельскохозяйственных, строительных, дорожно-ремонтных и иных работ не редко возникает необходимость выполнять работы в охранных зонах воздушных линий электропередач (далее – ВЛ).
Охрана линий электропередачи осуществляется организациями, в ведении которых находятся эти линии. Охранная зона воздушных линий (далее ВЛ) электропередачи устанавливается вдоль линий в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии:
для воздушных линий 0,4 кВ — 2 м;
для воздушных линий 6-10 кВ — 10 м;
для воздушных линий 35 кВ — 15 м;
для воздушных линий 110 кВ — 20 м;
для воздушных линий 220 кВ — 25 м;
для воздушных линий 330 кВ — 30 м.
При выполнении работ вблизи ВЛ необходимо соблюдать следующие требования:
— порядок и условия проведения работ в охранных зонах воздушных линий электропередачи должны быть согласованы с организациями, эксплуатирующими эти линии;
— движение машин под проводами ВЛ допускается только в транспортном положении, в месте наименьшего провисания проводов, ближе к опоре и под надзором ответственного лица за производство работ;
— запрещается устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5м, а также стоянки автомобильного и гужевого транспорта, машин и механизмов;
— запрещается производить складирование любых материалов, осуществлять погрузочно-разгрузочные работы;
— работы должны выполнять не менее чем 2 человека, один из которых наблюдает за производством.
При падении на транспортное средство провода воздушной линии водитель должен:
— немедленно, не выходя из кабины, попытаться, если возможно, освободиться от оборванного провода путем продвижения машины;
— при отсутствии такой возможности водитель должен остаться в кабине, немедленно остановить машину и сигналом тревоги привлечь внимание ближайших работников, которые должны сообщить о случившемся организации, эксплуатирующей данную линию, и до прибытия аварийной бригады не предпринимать никаких самостоятельных действий.
Приближаться к такой машине на расстояние менее 8-10 м запрещается.
При загорании агрегата в результате падения провода или возникновения электрического разряда необходимо немедленно покинуть агрегат, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с машиной и землей, т.е. спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину. Удаляться от машины до снятия напряжения можно только мелкими шагами, не отрывая ног одну от другой и от земли.
При возникновении дугового замыкания на опоре воздушной линии электропередачи, при оборванном проводе, лежащем на земле, нельзя приближаться к опорам и проводам на расстояние менее 8-10 м. Работу следует прекратить, сообщить о случившемся организацию, эксплуатирующую данную линию и до приезда аварийной бригады ничего не предпринимать самостоятельно.
Во всех аварийных ситуациях в зоне воздушной линии электропередачи до прибытия специальной бригады необходимо предпринять меры для предупреждения возможного приближения людей к аварийному участку.
Несоблюдение правил работы в охранных зонах линий электропередач в 2020 году привело к ряду несчастных случаев.
11.08.2020 в н.п. Оболь Шумилинского района индивидуальный предприниматель после производства выгрузки щебня начал движение с поднятым полуприцепом, которым задел нижний провод ВЛ напряжением 10 кВ с последующим его обрывом. Оборванный провод остался лежать на поднятом кузове автомобиля. Водитель вышел из кабины, увидел дымящееся колесо полуприцепа, решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При посадке в кабину автомобиля пострадавший попал под напряжение прикосновения.
19.08.2020 в Барановичском районе индивидуальный предприниматель на личном автомобиле МАЗ осуществлял выгрузку зерна на площадке хранения. После выгрузки, не опуская кузова, продолжил движение к выезду, задев при этом провод ВЛ напряжением 10 кВ. Водитель вышел из кабины, увидел загоревшиеся передние колеса и при посадке в кабину автомобиля был смертельно травмирован электрическим током.
04.09.2020 диспетчеру Несвижском районе попал под напряжение водитель грузовика. При выяснении причин установлено, что водитель автомобиля марки МАЗ производил выгрузку песка в охранной зоне ВЛ напряжением 10 кВ и задел нижний провод. После разгрузки песка вышел из автомобиля для очистки кузова. Заметив дымление задних колес, направился к кабине автомобиля и попав под шаговое напряжение был смертельно травмирован электрическим током.
Сенненская районная энергогазинспекция напоминает:
напряжение воздушных линий электропередачи может составлять от 10 000 В до 35 000 В, 110 000 В, 330 000 В и более. В таком случае поражение электрическим током происходит без прикосновения человека или механизма к токоведущим проводам, а при приближении на недопустимое расстояние – менее 1; 1,5; 3,5 метров.
ФИЛИАЛ ГОСЭНЕРГОГАЗНАДЗОРА ПО ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:
соблюдайте Правила охраны электрических сетей! Берегите жизнь!