Подвиг легендарных ИЛов  не забыт

В наступательной операции «Багратион» штурмовой авиации отводилась особая роль. Штурмовики должны были обеспечить поддержку и сопровождение танковых соединений, уничтожение противотанковых средств, артиллерии, танков, узлов сопротивления и других объектов противника на поле боя, разведку тылов противника, нанесение ударов по уничтожению стратегически важных объектов. В операции по освобождению Беларуси получил боевое крещение 624-й штурмовой авиаполк.

 

Исход боя за Богушевск решила авиация

Отличились штурмовики и в боях в районе городского посёлка Богушевск. Во второй половине дня 24 июня 1944 года, когда успешно действующие войска 5-й армии 3-го Белорусского фронта встретили упорное сопротивление врага на подступах к Богушевску, на помощь красноармейцам пришла авиация. Удар по противнику нанесли 90 самолётов ПО-2 и 180 ИЛ-2. Действия штурмовиков и бомбардировщиков были настолько эффективными, что после удара авиации наземные войска вскоре овладели населённым пунктом.

 Факт интенсивного использования авиации наступающими советскими войсками особо отмечался в донесении штаба VI армейского корпуса: «Атаки с полудня поддерживаются постоянными ударами штурмовой авиации (иногда до 60 штурмовиков)». В конце дня от представителя войск авиации при 72-м стрелковом корпусе 5-й армии в адрес начальника оперативного отдела штаба 3-й воздушной армии была получена телеграмма следующего содержания: «По заявлению командира 72 стрелкового корпуса генерал-майора Кондратюк исход боя за Богушевск решила авиация. Цибарев».

 История подвига

 Во время этого боя жители Богушевска стали очевидцами гибели двух советских самолётов-штурмовиков. Подвиг лётчиков долгое время оставался неизвестным. Боевые экипажи считались без вести пропавшими.

 История подвига была раскрыта в результате поисковых работ, в которых принимали участие учащиеся Богушевских школ и средней школы №65 г.Минска (сейчас – гимназия №30 им.Героя Советского Союза Б.С.Окрестина) во главе с директором Г.Т.Сиваковым. В музее боевой славы столичной гимназии и сейчас среди других экспонатов, рассказывающих о подвигах боевых экипажей, хранятся материалы о лётчиках, погибших при освобождении Богушевска.

 

                                                                                                Гв.лейтенант В.Горбунов

Работы по извлечению начались летом 1970 года. Уже на второй день экскаваторщик колхоза им.Горовца Н.П.Андреев поднял из глубины болота обломки самолета и останки пилотов. По сохранившимся документам было установлено, что это экипаж штурмовика ИЛ-2 624-го авиа­полка: заместитель командира 1-й эскадрильи гвардии лейтенант Владимир  Михайлович Горбунов и воздушный стрелок гвардии сержант Иван Егорович Чирвов. Здесь же был найден список личного состава звена, подписанный лейтенантом Горбуновым. Все фамилии удалось прочесть. В записной книжке летчика была запись о приеме машины. Она датировалась 22 февраля 1941 года. В это время лейтенант Горбунов прибыл в полк. В самолете были найдены штурманские принадлежности, а также личные вещи Горбунова. По адресу в книжке «… полевая почта 40341 Горбуновой З.М.» удалось установить, что это был полк, в котором служила сестра летчика Зинаида Михайловна.

  Владимир Михайлович Горбунов родился в 1917 году в селе Алексеевка Саратовской области. В 13 лет стал работать на Астраханском судоремонтном заводе им.Калинина. В 17 лет поступил в школу Осоавиахима. В 1938 году закончил учёбу в Астраханском аэроклубе, а через 2 года — Сталинградское летное училище. Как отличник был направлен на службу летчиком и инструктором в 1-ю Чкаловскую авиашколу пилотов для подготовки курсантов. В 1943-м он уже командир звена 624-го штурмового авиаполка.

 Во время бомбардировки позиций врага в районе Богушевска самолёт Горбунова загорелся, и летчики совершили таран зенитной установки противника, создававшей плотную огневую завесу.

  Имя второго члена экипажа было установлено благодаря найденному письму на имя сержанта И.Е.Чирвова.

 

                                                                                                 Гв.сержант И.Чирвов

Иван Егорович Чирвов родился 7 апреля 1925 года в селе Береговая Кемеровской области. Работал в совхозе механизатором, вступил в комсомол. На фронт попал в 1943 году, был стрелком-радистом.

 Обломки второго самолёта ИЛ-2 с останками экипажа были найдены в том же болоте. Удалось установить имена: командир эскадрильи, летчик-штурмовик гвардии лейтенант Лука Макарович Хоминич, родился в 1918 году в д. Жихово Сумской области; воздушный стрелок гвардии сержант Василий Дмитриевич Коряковцев родился в 1919 году в г. Молотов.

 Из наградного листа Л.М.Хоминича за 20 апреля 1944 года: «Командир звена гвардии лейтенант Л.М.Хоминич на фронте Отечественной вой­ны с сентября 1943 года. За это время лейтенант Хоминич сделал 10 успешных боевых вылетов. При выполнении боевых заданий показал себя как бесстрашный, мужественный лётчик, мастерски громящий ненавистного врага. …За беззаветную преданность Родине, мужество и отвагу, проявленную в боях, за мастерские удары по ненавистному врагу лейтенант Хоминич Л.М. достоин правительственной награды – ордена «Красное Знамя».

                                                                                                Гв.лейтенант Л.Хоминич

 Летчик-ветеран А.И.Шалимов, фамилия которого значилась в списке личного состава звена, найденном на месте поисковых работ, в своем письме красным следопытам рассказывал: «Группа в составе 16 самолетов ИЛ-2 (в том числе и звено лейтенанта Горбунова, а я летел с ним в паре) вышла на задание. При подходе к цели группа была встречена сильным зенитным огнем противника. Преодолев завесу разрывов, мы спикировали. Бомбы, огонь пушек и пулеметов обрушились на врага. Перестроившись в боевой порядок «левый круг», группа начала парами штурмовать отступающую колонну, расстреливая разбегавшихся фашистов. На втором заходе в момент перехода в атаку (в гуще разрывов зенитных снарядов) самолет командира вдруг резко накренился, развернулся в мою сторону (я находился справа, в 30-50 метрах) и скрылся под моим самолетом. Ведущий ИЛ-2 сзади спикировал за командиром. Мы несколько дней ожидали возвращения товарищей. Но они не вернулись…».

 Перезахоронение останков воинов состоялось 28 сентября 1970 года в центральном сквере Богушевска. Из далёкой Астрахани на церемонию прибыли родные В.М.Горбунова, дочь, две сестры и 85-летняя мать Пелагея Ефимовна, которая была удостоена звания «Почётная гражданка г.п.Богушевск», а также брат Пётр Макарович, который подарил на память богушевским школьникам-следопытам сувенир – герб г.Днепропетровска.

 Имена погибших лётчиков увековечены в названиях улиц городского посёлка и в книге «Память» Сенненского района.

                                                                                                Гв.сержант В.Коряковцев

 Богушевские школьники разыскали летчиков В.А. Анцуха и А.И. Литова, чьи фамилии сохранились в записной книжке В.М.Горбунова,  и пригласили их к себе в гости. Боевые друзья рассказали ребятам о том, как сражались и героически погибли экипажи штурмовиков ИЛ-2.

Подарок профсоюзов

 В память о лётчиках-штурмовиках и их боевых машинах, не вернувшихся с боевых вылетов, у подножия Кургана Славы в рамках продолжения  работы по благоустройству комплекса, начатой ФПБ в 2015 году, будет установлена металлическая копия самолёта ИЛ-2 с использованием оригинальных частей (бронекорпус, шасси, хвостовая часть). Это подарок Федерации профсоюзов к 75-летию освобождения Беларуси и 50-летию создания мемориального комплекса «Курган Славы».

 Каждый неравнодушный человек также может внести свою лепту в это благое дело. Деньги можно перечислить на благотворительный счёт.

Информация о счете.

 Получатель: Унитарное предприятие по материально-техническому обеспечению и обслуживанию Федерации профсоюзов Беларуси «Дом профсоюзов» 220019, г. Минск, пр-т Победителей, 21 УНП 100116931 Благотворительный счет:BY20POIS31320000002800933008 Банк: РКЦ №1 ОАО «Паритетбанк», г.Минск, пр-т Победителей, 19 БИК POISBY2X

 Назначение платежа: на поставку металлической копии самолета «ИЛ-2» с использованием оригинальных частей, монтаж, установку и обустройство площадки под ее установку.

 Татьяна Буракова.

(Публикация подготовлена по материалам, представленным Сенненским историко-краеведческим музеем).