80 лет спустя: хроника танкового сражения под Сенно
80 лет назад началась Великая Отечественная война. С 6 по 10 июля развернулись ожесточенные бои танковых армад на дальних подступах к Витебску. Об основных эпизодах одного из крупнейших танковых сражений начального периода войны на территории Сенненского района, вошедшего в историю как Лепельский контрудар, мы расскажем в серии публикаций.
22 июня. В 2.00 по берлинскому времени в Германию из СССР отправился последний поезд с зерном, и в это же время самолеты люфтваффе двинулись к советской границе с целью уничтожения воинских частей, аэродромов и складов с горючим. Вскоре створки бомболюков открылись, на города посыпались бомбы. Так началась Великая Отечественная война.
В 3.15 по берлинскому времени немецкая пехотная дивизия атаковала Брестскую крепость. В ближайшие 3 часа враг бомбил Киев, Севастополь, Ригу, Вильнюс, Житомир, Гродно, наносил удары по советским аэродромам. В этот день в Беларуси было потеряно 700 самолетов, что составило половину авиации Западного фронта.
К 17.00 на территории СССР находилось более 4000 танков врага, 48000 орудий и минометов, 166 дивизий и 4 миллиона немецких солдат.
В первые сутки военных действий погибло около 16000 человек, до 25000 оказались ранены. Так завершился первый день Великой Отечественной. Впереди было еще 1417 дней и ночей самой страшной войны в истории советского народа.
3 июля. Ураганным темпом вражеские дивизии продвигались вглубь Советского Союза. 20-я танковая дивизия 3-й танковой группы вермахта заняла Лепель и двинулась к Витебску, а части 2-й танковой группы форсировали Березину у Борисова и наступали на Оршу.
После того, как основные силы Западного фронта были практически разгромлены, фашисты полагали, что дорога на Москву для них теперь открыта.
В третий день июля начальник германского генштаба генерал-полковник Гальдер записал в своем дневнике: «В целом уже можно сказать, что задача разгрома главных сил противника перед Западной Двиной и Днепром выполнена…». Однако он поторопился, вермахт вскоре ожидал неприятный сюрприз: на пути к Витебску передовые немецкие части натолкнулись на ожесточенное сопротивление советских войск и были остановлены. Между Витебском и Оршей занимала оборону 20-я армия генерал-лейтенанта П.А. Курочкина.
4 июля. В 23.15 командующий Западным фронтом маршал С.К. Тимошенко подписал директиву № 16, в которой 7-му и 5-му механизированным корпусам 20-й армии ставилась задача подготовить контрудар в направлении Островно и Сенно. Конечной точкой наступления был установлен Лепель, давший название всей операции. Подготовленный для контратаки 7-й мехкорпус под командованием генерал-майора В.И. Виноградова выдвинулся на запад из Московского Военного Округа еще 24 июня.
Из письма ст. лейтенанта 35-го танкового полка 18-й танковой дивизии 7-го мехкорпуса А.Т. Леонтюка жене: «…Сегодня слушал по радио речь Молотова. Ясно — еду на фронт… Моя цель — нанести жестокий удар врагу. Щадить не буду. За меня не беспокойся, себя буду беречь, моя жизнь нужна Родине. Мой опыт и знания нужны для победы…».
Машины на колесах отправились в путь своим ходом, а гусеничная техника была загружена на железнодорожные платформы. По дороге танковое формирование несколько раз получало новые задачи, так как обстановка в Беларуси менялась слишком быстро.
5 июля. В 2.00 7-й мехкорпус 20-й армии сосредоточился в 15 км юго-восточнее Витебска. В штаб корпуса поступил приказ перейти в наступление на Витебск, Лепель с задачей к исходу дня 5 июля выйти в район населенных пунктов Камень, Ушачи, Лепель.
С запада в сторону Сенно, захватив посёлок Черея, двигались передовые части полковника Лихта 17-й танковой дивизии вермахта. Во второй половине дня начался сильный дождь с грозой, значительно затруднявший движение бронетехники. К 20.00 колонна подошла к окраине Сенно.
Из информации штаба 20-й армии: «5.7.41 г. авиационной разведкой установлено движение немецкой танковой колонны по маршруту Приветок-Городец (8 км северо-западнее Сенно); наземной разведкой — движение колонны танков по маршруту Чашники-Круглица (12 км западнее Сенно)».
Современные исследователи Лепельского контрудара — историки Исаев, Коломиец, Солонин и др. — сходятся во мнении, что в составе 5-го и 7-го танковых мехкорпусов было более 1300 танков, 300 бронеавтомобилей, не считая пехоту и артиллерию.
После первых приграничных сражений с Красной Армией бронетанковые силы 7-й и 17-й дивизий вермахта к 4 июля 1941 г. обладали общим ресурсом около 300 боевых машин. Во время сражения под Сенно им на помощь прибыли силы 12-й танковой дивизии противника в количестве 200 танков. Таким образом, с 6 по 10 июля 1941 г. в танковой битве приняли участие 2000 танков с обеих сторон. Может возникнуть вопрос: как такая армада техники маневрировала и вела бой? Дело в том, что Лепельский контрудар — это не единая битва на определенном участке, а ряд локальных сражений, практически не связанных по причине отсутствия взаимодействия между мехкорпусами и дивизиями.
Спустя несколько десятилетий станет известно, что танковое сражение, охватившее территорию Сенненского, Толочинского, Бешенковичского и Чашникского районов, — одно из крупнейших на начальном этапе Великой Отечественной войны. А тогда, в июле 1941 г., танкисты Третьего рейха и Красной Армии видели происходящее вокруг себя ограниченно, сквозь створки танковых триплексов.
Владимир ГОРДЮК.
Инфографика Дарьи Рожко.