О Великой Отечественной войне из уст сенненки
Когда началась война, Надежде Борисевич не было и трех лет, но повзрослеть ей пришлось очень рано. В свои 84 года она помнит как надеялась на то, что когда-нибудь война закончится и начнется лучшая жизнь.
— И хоть дети в этом возрасте понимают немногое, кажется, что мы всем телом и душой чувствовали тот пронизывающий страх и ужас, который накрывал раз за разом, когда даже издали, еле слышно раздавался гул и рев мотора немецкой техники, — говорит Надежда Борисевич. — Помню, как вместе с мамой и односельчанами нас согнали к зданию, чтобы расстрелять. Тогда мне уже лет пять было, брату и того меньше. Выстроили в рядочек, разделили на детей и взрослых. Минуты ожидания длились вечно. Но никто не смел проронить ни звука. Спустя некоторое время на мотоцикле подъехал мужчина в немецком мундире, благодаря которому, как позже рассказала мама, нас оставили в живых. Он сказал карателям, что если нас расстреляют, то работать будет некому.
Жизнь тогда и сама по себе была тяжелой. События той войны оставили неизгладимый след практически в каждой семье. У мамы Надежды Андреевны Варвары Фёдоровны на фронте погибло шесть братьев, вернулся домой только один из семи детей.
В Беларуси в то время многие болели тифом. Немцы очень боялись этой заразной болезни, которая характеризуется сильным лихорадочным состоянием. Дома с табличкой «Тиф» они обходили стороной.
— Питались тогда, чем придется. Собирали щавель, ели гнилую картошку, — вспоминает моя собеседница. — Мясо в доме было редко. Только по праздникам. Чтобы прокормить семью, мама много и тяжело работала. Трудилась она в местном колхозе. Что такое труд, и мы узнали рано. Помогали по хозяйству, чем могли.
О тех страшных событиях женщине сложно рассказывать без слез и сегодня. Деревня Пустынки — малая родина Надежды Борисевич. Здесь она родилась, тут прошло ее детство и юность. На просторах этой, но уже не такой большой, как раньше деревни, женщина живет и сегодня. Правда, родительский дом пришлось снести. После войны все обновлялось. Отстраивались больницы, школы, фермы. Дом, в котором Надежда Андреевна проживает сегодня, строил ее супруг. Его, к сожалению, уже нет в живых.
Всю свою жизнь женщина работала дояркой в местном хозяйстве. Названия и руководство менялись, а она, все также неизменно трудилась на благо родного села.
Сегодня гостями в доме у Надежды Андреевны являются ее дети, внуки и правнуки. Они часто приезжают в деревню, чтобы помочь по хозяйству, да и просто проведать любимую бабушку.
Собравшись за семейным столом, Надежда Андреевна часто рассказывает истории своей молодости внукам, делится богатым жизненным опытом. Это стало своеобразной семейной традицией, которую уважают и чтут молодые члены семейства.
К сожалению, ветеранов Великой Отечественной войны, ее очевидцев с каждым годом становится все меньше, но послевоенное и нынешнее поколение никогда не забудет, какой ценой досталась Победа нашим отцам и дедам.
Ксения КРУПСКАЯ.
Фото автора.