Слова «продовольственная безопасность» сегодня звучат отовсюду. Мировой продовольственный кризис обсуждают на Востоке и на Западе, беспокоятся о нем в ООН. Все говорят, что сейчас это одна из самых актуальных проблем для планеты. Но давайте разберемся, что на самом деле скрывается за этим определением, сколько белорусам надо продовольствия, чтобы чувствовать себя в безопасности, и зачем Лукашенко еще много лет назад завел экспериментальные поля. Обо всем этом — в новом проекте «По факту: решения Первого».
Этот материал опубликован практически в обеденное время. И у нас к вам вопрос: вы уже ели сегодня? Думаем, ответ очевиден. А вот более 17 млн человек в регионе, куда ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. — Прим. БЕЛТА) относит и Беларусь, сейчас страдают от острой нехватки продовольствия и вряд ли смогут сегодня поесть. В 2021 году голод затронул до 828 млн жителей планеты. Это почти в 90 раз больше населения Беларуси. Образно говоря, в прошлом году 90 стран, таких же по численности населения, как наша республика, столкнулись с голодом. В этом году прогноз еще более неутешительный. В некоторых странах голод не планируют, его ждут.
Помните июньские слова Президента: «Они (Запад. — Прим. БЕЛТА) ободрали и поставили на колени всю Африку. Вот в чем главная причина — неравенство. Поэтому надо раскошелиться не на оружие европейцам, американцам, китайцам и россиянам, а вложиться в эти страны, создать там нормальную ситуацию. В Африке все может расти».
Из-за нехватки удобрений и резкого роста цен на топливо и энергоносители сельское хозяйство во многих странах находится под угрозой. И Европа не исключение. Летом там уже прошли протесты фермеров — аграрии предупредили свои власти о возможном крахе. А что говорить о менее богатых странах? Ситуация там еще хуже. И на этом фоне Запад запрещает поставки белорусских калийных удобрений, блокирует в портах российское зерно. Такое чувство, что санкции направлены совсем не на Беларусь и не на Россию.
Александр Лукашенко называет эти ограничения бездумными, ведь они поставили многие страны на грань выживания. «Зима близко. И для тех, кто не сможет себя прокормить, это будет холодная и голодная зима», — предупреждал летом глава государства.
В глобальном рейтинге продовольственной безопасности Беларусь на 55-й позиции среди 113 государств. Это достаточно невысокий показатель для нашей страны. Например, еще пару лет назад республика занимала в рейтинге 23-е место. По мнению международных экспертов, в Беларуси высокие показатели по стратегии продовольственной безопасности, качеству продукции, производственному потенциалу, поддержке аграриев.
Но некоторые исследования, которые и отразились в итоге на рейтинге, вызывают недоумение. Например, эксперты обеспокоены, что в стране не поддерживают женщин-фермеров (при этом гендерное неравенство практически отсутствует). Недовольны они и низким морским биоразнообразием. Считают, что нам грозит либо засуха, либо наводнение. Да и вообще, по их мнению, власти не несут ответственности за продовольственную безопасность, а страна находится в вооруженном конфликте. Может быть, нас с кем-то перепутали?
В то же время Соединенные Штаты занимают в этом рейтинге 13-е место. Между тем, по данным Министерства сельского хозяйства США, каждая десятая американская семья сталкивается с проблемами нехватки продовольствия. Байден пообещал, что государство и частный сектор выделят $8 млрд и с голодом в стране покончат к… 2030 году. Об этом он написал в своем аккаунте в Twitter. У американцев это, мягко говоря, вызвало недоумение. Эти цифры смотрятся смешно на фоне многомиллиардной военной поддержки Киева и недавнего одобрения финансовой помощи Украине на $350 млрд.
«Покончим с голодом в этой стране к 2030 году». Почему бы это не сделать сейчас, используя то денежное дерево, которое выращивает миллиарды для ваших бесконечных массовых убийств? Как американцы терпят десятилетия лжи?» — стали отвечать Байдену на его пост.
«Начните с отказа отправлять какие-либо деньги в Украину», — советуют американцы.
«Вы находитесь на пороге одобрения еще одного пакета военной помощи Украине на $12 млрд. За эти деньги вы можете целый год кормить 17 млн голодающих американцев. Просто кое-что следует учитывать, если вы не полный кусок д*ма», — кажется, жители США начинают что-то подозревать.
Вот и доверяй международным рейтингам.
Но вернемся к Беларуси. Точно ли нашей стране хватит собственных ресурсов, чтобы обеспечить население качественными продуктами питания? Например, общий урожай зерновых с учетом кукурузы и рапса превысил в этом году 11 млн т. Это рекордный показатель. При этом для государственных нужд на год необходимо всего около 800 тыс. т.
Ежегодно каждый белорус в среднем потребляет 237 кг молока. Производится же в стране почти в 3,5 раза больше — на человека 841 кг. За год белорус съедает почти 100 кг мяса и 266 яиц — производится этих продуктов на 40% больше. А что же с картофелем, спросите вы? Ситуация аналогичная: 159 кг против 517 кг.
Хорошо. Но почему тогда на прилавках частенько можно встретить какой угодно картофель (российский, египетский и даже македонский), но только не белорусский?
На самом деле, здесь вопрос и к торговым сетям, которые диктуют белорусским производителям далеко не самые лучшие условия. И к самим производителям, не все из которых могут обеспечить правильную сохранность картофеля в межсезонье. Чтобы решить эту проблему, глава государства требует включить «полную диктатуру».
«В этом году — диктатура полная. На все, что они произвели, торговля должна заключить договоры. Мы должны потреблять свою картошку, а не египетскую. Я ничего не имею против Египта. Но, согласитесь, завезти из Египта — месяц надо везти картошку, а свое не можем потреблять. Хранилища все в стране должны быть забиты, заполнены. Ни одна картофелина, ни одно яблоко не останется лежать сверх нормы. Все будет куплено и реализовано. А торговлю возьмите за жабры железно. И заставьте заключить договоры», — поручил Президент.
По его словам, «диктатура» нужна и для того, чтобы обеспечить высокую производственную и технологическую дисциплину: «Нужна диктатура. Давайте включать ее. Давайте административный ресурс включайте и заставлять делать так, как это надо. Нужна дисциплина. Поэтому давайте не будем тратить деньги на безобразия всякие, а будем по-настоящему заниматься технологиями. Если мы хотим богатыми быть в сельском хозяйстве».
Когда речь заходит о продовольственной безопасности, белорусы лишь пожимают плечами: мол, о чем речь, взгляните на полки в магазинах. И действительно, вряд ли в стране обеспокоены отсутствием какого-то продукта. Разве что цены иногда могут шалить, и то по объективным причинам. Какой голод, если Беларусь не только обеспечивает внутренний рынок, но и поставляет свое продовольствие в десятки стран. Зарабатывает республика на этом миллиарды долларов.
«Поставки продуктов питания осуществляются в более чем 100 стран, кроме того, что растет количество покупателей нашей продукции. Мы расширяем ассортимент, то есть номенклатуру товаров, на уже освоенных рынках сбыта. Мы начали поставки масла животного в Сербию, в Иорданию — мороженого, в Саудовскую Аравию — сгущенного молока. И это только отдельные примеры расширения географии поставок», — рассказала БЕЛТА начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ксения Мелешко.
Мощный аграрный сектор — это не советское наследие, которое досталось Беларуси с развалом СССР. И тем более не манна, неожиданно свалившаяся с небес. Это упорный труд каждого сельчанина. Это бессонные ночи ученых, которые работали над сортами белорусской селекции и удобрениями. Это цена усилий всех белорусов, как заявил Президент.
Ну и чего стесняться: сельское хозяйство — это жизнь главы государства. Александр Лукашенко погружен в проблемы сельчан с первых лет президентства и готов решать их до сих пор. Геополитика для Беларуси — это не завоевание мирового господства (разве что по экспорту продовольствия). Это не попытки доминирования в регионе или присоединения новых территорий. Для Беларуси важно обеспечивать собственную безопасность. В данном случае продовольственную. Все остальное — философия.
«Республика Беларусь выходит на очень серьезный уровень аграрного игрока в мире. Это же не секрет, что мы входим в лидеры стран по экспорту молочной продукции. В десятку входим по мясу. Республику Беларусь знают», — отметил министр сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло.
Поэтому сражения у Беларуси полевые в прямом смысле слова. Они ведутся на пахотных землях, в сельскохозяйственных угодьях и даже на… экспериментальных полях Президента. Да, пока кто-то испытывает новые виды химического оружия, президентские поля служат еще одной экспериментальной площадкой для селекционеров. Здесь выращиваются передовые культуры с применением новейших технологий. Тут изучали новые сорта картофеля и ячменя. Именно отсюда пошла мода на белорусские арбузы.
А недавно Александр Лукашенко поручил опробовать посевы подсолнечника, чтобы определиться, стоит ли этот опыт распространять на всю страну. Возможно, в Беларуси появятся новые производства подсолнечного масла.
Но особую ставку глава государства делает на рапс: «Рапс — это деньги для крестьян. Сегодня даже в период этих бешеных санкций Европа просит: «Дайте рапсовое масло!» Около миллиона тонн рапса мы должны получать. Мы уже сегодня больше 700 тысяч имеем. Поэтому надо выходить на миллион. Вот тема. Это должно переломить сельское хозяйство».
До недавнего времени рапс не входил в число локомотивных культур белорусского сельского хозяйства. А сегодня золотые поля — уже привычный пейзаж для белорусов. Рапс — самая высокопродуктивная маслично-белковая культура в наших климатических условиях. Из него получают масло, жмых и даже биотопливо. Потенциал рапса до конца еще не раскрыт. Ученые сравнивают его с нефтью, называют настоящим и будущим страны, важной статьей импортозамещения и даже валютным резервом.
«Рапс — это высокобелковый корм. И даже если сейчас сравнивать по ценам, то это самый дешевый белок. В составе рациона кормления он играет очень высокую роль. Конечно, мы не уйдем от соевого шрота, подсолнечного шрота, потому что там содержится разное количество аминокислот и энергии. Но тем не менее это импортозамещение в первую очередь», — пояснила начальник главного управления интенсификации животноводства Минсельхозпрода Наталья Сонич.
Недотягивает Беларусь, наверное, лишь в производстве фруктов и ягод. Это единственный показатель, где уровень самообеспечения ниже 100%. И ниже значительно — почти в два раза. Поэтому Лукашенко ставит здесь жесткую задачу: продовольствие на столах белорусов должно быть по максимуму отечественного производства. Правительству поручено разработать программу по развитию садоводства, реализация которой закрыла бы и внутренний рынок, и обеспечила экспорт.
«Нельзя сидеть и ждать, пока сюда привезут яблоко из Польши или Молдовы! Как время показывает, можно и не дождаться! Поэтому нужно выращивать самим. И, как мы видели сегодня, при хозяйском подходе и соблюдении технологий это отлично получается. Причем не только здесь, на Гродненщине!» — потребовал Президент во время посещения Гродненского района.
В наших домах уже включили отопление. На рынках, ярмарках и в магазинах тонны продовольствия на любой вкус. Поэтому эту зиму, как и все предыдущие, мы проведем в тепле и полной продовольственной безопасности.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.-0-
К республиканской акции «Дай лесу новае жыццё» присоединились сотрудники прокуратуры, суда Сенненского района и районного…
Начальник отдела правовой, аналитической и методической работы аппарата ЦИК Елена Григорович на семинаре "Информационное сопровождение…
Дан старт IV республиканскому правовому турниру для старшеклассников «Сила Закона» Начат прием заявок на участие…
С целью развития туристического потенциала Республики Беларусь и привлечения внимания к богатым охотничьим традициям страны,…
В отделении комплексной поддержки в кризисной ситуации и дневного пребывания для граждан пожилого возраста г.п.…
«Пьяному и бесправному не место на дороге!» Под таким названием в период с 7 по…