В Богушевске этим летом на постаменты установлены два трактора

В Богушевске, фактически центре поселка на пересечении автомобильных дорог республиканского значения, рядом с железнодорожной станцией этим летом на постаменты установлены два трактора. Один из них — ХТЗ-15/30. Он настоящая легенда, хотя бы потому что стал первым выпускаться советским тракторостроением, символом индустриализации СССР.

 

— Так что рано или поздно в Богушевске будет проводиться праздник в честь легендарного трактора. Больше всего для этого подходит 17 июня, — считает Николай Петрушенко, житель Коханово Толочинского района. – Именно 17 июня 1930 года и начался выпуск трактора под маркой СХТЗ-15/30.

 Что в имени твоём

 В основу советского первенца тракторостроения была положена американская модель трактора McCormicInternational 15/30. В США компания InternationalHarvester производила её с 1921 года по 1934. В СССР сохранили американский индекс. Цифры характеризуют тяговое усилие на крюке — 15 лошадиных сил и мощность четырёхтактного карбюраторного двигателя — 30. Двигатель работал на керосине и позволял развивать скорость до 7,4 км/ч. Ёмкость основного топливного бака составляла 70 л. На мягкой пахоте трактор обрабатывал 0,35-0,4 га в час. Для сравнения заметим, МТЗ-80 – 4,9, МТЗ-82 — 5,1 га. Буквенное обозначение трактора связано с местом его производства — Сталинградский и Харьковский заводы.

Классовая взаимопомощь

 Осваивать технику сельской молодежи помогали заводчане. На территории БССР партийное поручение чаще всего выполняли рабочие Путиловского завода из Ленинграда. Именно поэтому в их честь были названы многие сельхозартели. В Сенненском районе существовал колхоз «Чырвоны пуцілавец», в Толочинском – «Пуцілавец».

 Пуск двигателя выполнялся вручную, рукояткой известной в народе как «кривой стартер». Первые обороты мотор делал на бензине, после его прогрева тракторист переключал карбюратор на керосин. Вот почему обревиатуру СХТЗ механизаторы расшифровали «сам хрен трактор заведёшь». Был и другой вариант — «самостоятельно хочется трактор завести». Но в одиночку сделать это было невозможно. В мороз предстояло с помощью факела прогреть масло в картере, прогнать его по всей системе. Способ для этого был только один — крутить рукояткой коленовал двигателя. Зато после пуска никаких проблем: режим работы двигателя поддерживался центробежным регулятором, система смазки обеспечивалась масленным насосом. Подача топлива в систему питания осуществлялась самотёком.

 Трактор был очень прост в обслуживании. Вскоре после начала его производства по отношению к трактору появилось устойчивое словосочитание — «Дуракоустойчивость и ремонтопригодность».

 Механизаторы прямо в поле «ловили» сотые доли миллиметра в зазоре шатунов, используя алюминиевую фольгу от шоколада. При необходимости двигатель мог работать на лиграине, солярке, нефтяной смеси с бензином и добавлением скипидара, Но, самое главное, считает Николай Петрушенко, трактористы, подготовленные в предвоенное время для работы на СХТЗ-15/30, смогли легко переквалифицироваться в механиков-водителей танков и дали отпор фашиским полчищам.

 Не только пахарь

 С самого начала выпуска трактора техника концентрировалась в МТС и использовалась в составе бригад. Совместными усилиями трактора легче было перегонять через болотистые места и неудобицы, эксплуатировать, обслуживать, ремонтировать. «Железный конь» был хорошим агитатором за колхозы, демонстрируя единоличникам преимущества коллективной обработки земли. Вал отбора мощности позволял использовать трактор в спайке с прицепным комбайном, стационарно — для резки соломы, как молотилку, для выработки электроэнергии, для привода пилорамы. С помощью тракторов зимой вывозили на поля навоз и торф, доставляли на подворье крестьян дрова, трелевали лес. Ещё живы люди, которые помнят, как по Оболянке, Лучёсе сплавляли плоты. Для сплачивания брёвен тоже использовали СХТЗ. А сколько с их помощью доставлено с полей и уложено в основу камней при строительстве стратегического шоссе Москва-Минск. Трактора использовались в связке с механической лебедкой и при погрузке брёвен в вагоны. Такие работы велись в том числе и на станции  Богушевская.

Удивительно, но факт

 Суммарное количество тракторов СХТЗ-15/30 составила 390500 экземпляров. Еще более удивительным кажется такой факт — проводились научно-исследовательские работы по созданию на базе СХТЗ электротрактора. Один из образцов под маркой ЭТК-500 был разработан и изготавливался малой серией.

 Тракторист, смазчик прицепщик…

  К 1940 году в БССР было создано 315 машиннотракторных станций. На территории нынешнего Сенненского района известны Ходцевская, Первомайская, Кривинская, Сенненская МТС. Была тракторная станция в Богушевске. Кстати, хорошо оснащённая в техническом плане. После оккупации немцы организовали тут силами пленных красноармейцев ремонт подбитых советских танков. В 1943 году партизаны и подпольщики наладили связь с узниками, сумели увести в лес несколько отремонтированных машин. Об этом можно почитать в книге «Память. Сенненский район».

 Здание бывшей МТС сохранилось, находится недалеко от места, где установлен СХТЗ. А значит может быть включено в один из туристических маршрутов.  

 Тут с Николаем Петрушенко нельзя не согласиться. Даже с учётом того, что в историографии тема МТС фактически не разработана. Но ситуация скоро начнёт меняться. С недавнего времени её смогут исправить в том числе юные краеведы.

 В свободном доступе в Интернете появилась «Коллекция цифровых копий на правах подлинников документов Чрезвычайной государственной комисси по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, коллективным хозяйствам (колхозам), общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК) по г. Орше, Оршанскому, Сенненскому и Толочинскому району БССР, переданных из Государственного архива Российской Федерации».

Юным краеведам

 Руководство Оршанского зонального архива готово провести для юных краеведов и педагогов школ района презентацию фонда, посвященного установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков, что позволит относительно просто восстановить количественную и качественную характеристику тракторного парка МТС, колхозов и совхозов Сенненского района.

 Кстати, в МТС была довольно высокая производительность труда. Перед войной выработка на один условный 15-сильный трактор в среднем составляла 400 га. Этот показатель вошел в статистику именно благодаря СХТЗ. Но объясняется высокая производительность труда хорошей организацией. За трактористом колхоз закреплял смазчика, на прицепных двух- и трехкорпусных плугах сидел сцепщик, на поле оперативно подвозилось масло и керосин, двигатель и ходовую часть трактора обслуживал слесарь МТС. Заметим — в ночное время, пока тракторист отдыхал.

 Первый парень на деревне

 Сельский механизатор даже в наше время имеет в деревне высокий социальный статус и авторитет. А в довоенные годы он для девушек был желанным кавалером, для друзей — непререкаемым авторитетом, люди возрастом постарше тоже с уважением относились к представителям этой профессии. На то были причины. Будущие механизаторы проходили довольно жёсткий отбор. Они не плохо зарабатывали. Керосин, который был в большом дефиците,  использовался не только для заправки  тракторов. Он входил в состав денежно-натуральной формы оплаты труда заводских рабочих, на селе его можно было купить только через систему потребкооперации. Так что появление в деревне трактора означало появление устойчивого источника, пусть и не всегда законного, для заправки осветительных ламп, керогазов. Керосин был народным средством в лечении ангины, дифтерии, избавления  от вшей, глистов, селитёра. Смесью керосина с бараньем жиром и соком редьки лечили даже туберкулез. На сельских вечеринках, куда регулярно собиралась молодежь, тоже устойчиво пахло керосином. И не только от механизаторов. Деревенские красавицы перед танцами мыли свои косы в воде с добавлением все того же керосина.

 Заслуженный постамент

 Но вернемся к трактору, который установлен на постаменте в Богушевске. Согласно информации, помещенной на таблице, этот экземпляр был выпущен на Харьковском тракторном заводе в 1932 году. В Богушевск он попал в 1936. Но эксплуатировался не на местной МТС, а в Богушевском госплемрассаднике, где занимались выращиванием племенного скота. В 1941 году после начала войны материальные ценности, в том числе трактор, были эвакуированы в Сибирь. Вернулся ХТЗ в Богушевск только в 1946 и эксплуатировался тут до 1951 года, после чего был передан в Лиозненский район. Побывал трактор и в Минске. После полной выработки технического ресурса, как реликвию, его передали в музей ВДНХ. И все же он вернулся на родину. Снова в Богушевск трактор попал в 1977 году и вскоре был установлен как памятник недалеко от машинного двора и мастерской совхоза «Богушевский».

Александр ИВЬЕВ.