Театральное искусство сближает

Школьный театр — это удивительный мир, в котором каждый ребенок уникален и неповторим, уверена Валентина Богдановская, учитель русского языка и литературы ГУО «Мошканская средняя школа им. А.К.Горовца», руководитель школьного театра.

О воспитательной роли одного из старейших видов искусства, об умении видеть и понимать внутреннюю красоту, о том, что сделано и что еще предстоит, рассказала Валентина Ивановна: «Театр смывает с души пыль повседневной жизни, развивает собственную духовную природу, если ты хорошо понимаешь, что на сцене нужно не изображать, а жить. Но эта жизнь должна стать уроком, который даст возможность кому-то задуматься, кому-то заплакать, кому-то промолчать, а кому-то просто уйти. И не потому, что неинтересно или творчески бездарно. В какой-то момент, находясь в театре, наступает прозрение — у каждого свое. 

Я уходила из театра. И причину этого ухода помню до сих пор. Наверное, в этом и состоит магическая сила театра: представлять не внешний вид вещей, а их внутреннее значение. Закрываем глаза, чтобы видеть сердце. Это и есть настоящее духовное состояние, когда откликается душа. И нет равнодушия и пустоты. А есть что-то большее, созданное не искусственным путем, а истинными чувствами. Вот это и будет вечным.

Идея создать школьный театр появилась у меня очень давно — лет десять назад. Путь от зарождения идеи до премьерного показа был труден и, возможно, если бы не любовь «актеров» к своему делу, все так бы и осталось проектом.

Мои первые «актеры» — уже взрослые люди. Многие из них работают у нас в районе. Некоторые даже участвуют в различных творческих конкурсах. Я горжусь ими и очень радуюсь, когда они говорят, что играли в школьном театре.

В наш театр дети приходят чаще всего ради любопытства. Возможно еще, чтобы быть похожими на кого–то, играющего на школьной сцене. И остаются, и идут к своей роли, к своему успеху. Все свои премьеры и всех своих «актеров» в каждом из спектаклей я помню очень хорошо. И слезы в гримерке тоже помню, и реакцию зрителей, и непредвиденные ситуации на сцене, и бесконечную радость от успеха, и счастья в глазах, когда моментально забыт весь путь репетиционных взлетов и падений. Школьный театр — это не развлечение, это работа на успех, чтобы, слушая аплодисменты, хорошо знать — я это заслужил.

Мы разговариваем через спектакль со зрителями о том, что волнует сердца многих людей, — о добре и зле, об отношении человека к природе, животным, о войне, о любви к родной земле. Очень важно, чтобы каждый раз зритель открывал для себя что-то новое, учился переживать, думать. Ведь смысл театра не в том, чтобы развлекать ярким зрелищем. «Театр поучает так, как это не сделать толстой книге», — говорил французский писатель и просветитель Вольтер.

Все одноактные пьесы пишу сама. Основная тема — тема памяти. Говорить о патриотизме сегодня нужно. А показать – значительно важнее. Два года подряд мы играем на сцене пьесу «Реквием – последнему рассвету». Два разных состава, идея одна — дань памяти погибшим детям на оккупированной территории в страшные годы Великой Отечественной войны. Сюжет собран из воспоминаний сельчан. Начиная работу, говорю о реальности событий и больше ничего не объясняю. Очень важно, чтобы каждый ребенок сам прошел путь своего героя. Получается? На это уходит целый учебный год. И получается. Мои воспитанники, еще вчера «плавающие» по просторам синтаксиса и морфологии, на сцене становятся настоящими актерами. Стоя за кулисами, я в очередной раз убеждаюсь в важности того, что мы делаем.

На ХХII Международном творческом конкурсе исследовательских и проектных работ среди школьников в Москве «Холокост: память и предупреждение», представляя свой рассказ «Ты только живи…», Ангелина Асирян сказала: «В своем первом школьном спектакле я играла еврейскую девочку. У нее трагическая судьба. Если бы вы знали, как я хотела жить». Сказала и заплакала. Заплакал зал.

У школьного театра очень много планов. К празднику Великой Победы готовим спектакль о малолетних узниках. Мой отец был узником фашистского концлагеря. Это наш долг, мой лично, перед скорбной памятью тех, кто подарил нам счастье жить.

«На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни», — говорил Людвиг Бёрне, немецкий публицист и писатель. А это и есть жизненное и профессиональное кредо нашего школьного театра».

Подготовила Алла ЯКОВЛЕВА.