Станционный дом без смотрителя. #Поехали в Погребёнку!

Скажите любому жителю района про станционный дом, и он обязательно вспомнит: «Это тот, что в Погребенке!». Любознательному туристу, который прокладывает маршрут через Сенненщину, обязательно стоит побывать в этой деревне. #Поехали туда и мы: журналист «ГС» и главный хранитель фондов Сенненского историко-краеведческого музея Бронислава.

Почему деревня Погребенка должна стать отдельной точкой на карте туристического маршрута? Да хотя бы потому, что таких старых почтовых станций в Беларуси осталось совсем немного. Все они выполнены по одному проекту и построены в XIX века в стиле неоготики. Что касается конкретно нашей, то возведена она была в конце 1840-х годов и имеет все признаки белорусского зодчества середины XIX века. Расположена станция на пути из Санкт-Петербурга в Киев, дорога эта (в настоящее время обычное асфальтированное шоссе) была построена еще императрицей Екатериной II, и на участке дороги Витебск-Могилев стояло всего четыре таких почтовых станций.

 

  О екатерининской дороге хочется сказать отдельно, ведь именно по ней придется ехать путешественнику, чтобы добраться до станционного дома в Погребенке. Еще Петр I в свое время вынашивал замысел организовать сеть благоустроенных дорог и регулярную почтовую связь. А осуществила его Екатерина II, которая сама много путешествовала. При ее правлении была создана система государственных почтовых трактов, построены почтовые станции, где можно было отдохнуть, сменить лошадей, отправить почту, налажена регулярная почтовая связь. В народе такие дороги связывали с именем императрицы.

  —  В конце XVIII — начале XIX века в Беларуси развернулось активное строительство почтовых дорог, — пока любуемся мелькающими за окнами редакционного автомобиля пейзажами, проводит экскурс в историю Бронислава Желтобрюхова. —  Тракты прокладывались прямые, как струны, с незначительными отклонениями, чтоб хорошо просматривалась перспектива. На обочинах этих дорог с двух сторон высаживались в два, а то и четыре ряда березы. Летом они давали желанную прохладу, а зимой даже в самую сильную завею не давали свернуть с пути. В 1812 году французы, спасаясь от холодов, на всем своем пути высекали их и жгли костры, чтобы согреться. Старый Санкт-Петербургский тракт строился генерал-губернатором Чернышевым. После трех разделов Речи Посполитой, когда Беларусь отошла к России, началась раздача захваченных земель русским военным деятелям и фаворитам императрицы, а также усиленное строительство белорусских дорог.

 

Сегодня уже ничто не напоминает о старом шляхе, по которому передвигались скромные повозки и шикарные экипажи. Параллельно этой трассе построена новая, которой и предпочитают пользоваться автомобилисты: там населенных пунктов поменьше, покрытие получше. Но нам нужна история, а не современность, поэтому на развилке сворачиваем на дорогу, проложенную по инициативе Екатерины.

Расстояние от Сенно до Погребенки — около 55 километров. И его стоит преодолеть, чтобы почувствовать себя одним из героев пушкинского «Станционного смотрителя». К слову, исследователи истории считают, что по этой дороге проезжал и сам Пушкин, правда, на почтовой станции не останавливался: она была построена уже после смерти поэта. Интересно, сколько идей и мыслей навеяла поэту эта дорога?

 Надо сказать, что путешествия в XIX веке не отличались особым комфортом. Люди перемещались на конных повозках, а коням, понятно, нужен был отдых и корм. Поменять лошадей, перевести дух самим путешественникам можно было на почтовой станции. Сориентироваться в дороге помогал специальный атлас, в котором указывалось расстояние от станции до станции, количество лошадей в различных пунктах, стоимость прогона и маршруты.

Станционный комплекс включал в себя не только дом смотрителя, но и флигели для кучеров, хозяйственные постройки. Все это было обнесено кирпичной оградой с большими воротами. Через них во двор въезжали кареты, коляски, брички проезжающих. Въезжаем сюда и мы. Нога сразу ступает на мощеный двор. И пусть сквозь камни давно пробилась трава, шагая по ним, кажется: вот-вот выйдет навстречу станционный смотритель — пожилой мужчина в зеленом мундире. Здесь еще сохранились колодец, флигели для ямщиков.


 — Во дворе почтовой станции всегда стояли запряженные тройки с лошадьми, — продолжает рассказ главный хранитель фондов музея. — Запрещалось задерживать курьера и чемоданы с почтой больше десяти минут. Доходы содержателя почтовой станции складывались из законодательно установленной платы проезжающих за прогоны, средств, полученных от продажи еды, спиртных напитков, размещения путешественников на ночлег. Все, что касалось работы почты, подлежало строгой государственной регламентации. Так, курьеров зимой и летом надлежало везти со скоростью 12 верст в час, весной и осенью — 11. Прочих путников везли помедленней: зимой и летом – 10, а весной и осенью – 8 верст в час. Всех, кто пользовался услугами почтовой станции, а также корреспонденцию регистрировали в особые книги. Содержатель почтовой станции официально назывался почт-комиссаром, имел чин коллежского регистратора.

 

 Основное здание — станционный дом, который главным фасадом повернут к дороге. Раньше здесь хорошо угадывались парадный и служебный входы. Первый обозначен козырьком над дверью, который поддерживается красивыми чугунными кронштейнами с замысловатой вязью. Интересны сохранившиеся оконные и дверные переплеты с неоготическими арочками. Что касается планировки, то станционный дом прямоугольный, а по обеим сторонам коридоров находятся комнаты, которые раньше предназначались для отдыха проезжающих, квартира смотрителя.  

В советское время здание было передано линейной дорожной службе и отдано под жилье.  К сожалению, по вине жильцов здесь случился пожар. Дела минувших дней — никто уже не ответит за то, что случилось много лет назад. Но прогуляйтесь по мощеному двору, камни которого укладывались в девятнадцатом веке, загляните в вытянутые готические окна, вдохните осенний воздух, который здесь почему-то кажется особенным, – и почувствуете чуть уловимую атмосферу эпохи выдающихся музыкантов, художников, писателей и поэтов, архитекторов, авантюристов и великих политиков.

 

Понадобится совсем немного воображения, чтобы увидеть: вот появляется на крыльце, завидев в окне роскошный экипаж, станционный смотритель, кланяется знатному проезжающему. Быстренько распрягаются лошади, запыленный экипаж ставится в сарай, а проезжающие входят в теплые комнаты, отдают смотрителю подорожную для записи в «шнуровую книгу». Греются, прижавшись к теплой печке в ожидании ужина. Чтобы утром продолжить путешествие.

 Старое здание с кованым козырьком, двором, выложенным камнями, с колодцем посередине невидимыми нитями связывает нас с веком, когда почтовая связь прочно ассоциировалась с такими понятиями, как перекладные, прогоны и почтовые станции. 

 Справка «ГС» Старое здание с кованым козырьком, двором, выложенным камнями, с колодцем посередине невидимыми нитями связывает нас с веком, когда почтовая связь прочно ассоциировалась с такими понятиями, как перекладные, прогоны и почтовые станции. 

 С конца XVIII столетия в Могилевской губернии стала создаваться система регулярной почтовой связи. В каждом месте, где полагалось иметь почтовых лошадей, строился специальный дом, который именовался «почтовый двор», а в губернских городах — Почт-Амт. Если почтовый дом учреждался на дорогах, он именовался станцией. Он должен был состоять из почтовой конторы и места для жилья и приема проживающих.

Галина ЖУКОВА.          

Фото автора.