В 2024 году на территории Витебщины произошло 6 аварийных случаев с использованием маломерных судов
Государственная инспекция по маломерным судам (далее – ГИМС) Витебской области информирует, что в 2024 году на территории нашей области произошло 6 аварийных случаев с использованием маломерных судов (гребные и моторные лодки, катера, парусные суда, гидроциклы, катамараны), в результате которых погибло 7 человек. Трагические случаи зафиксированы в Ушачском, Городокском, Верхнедвинском и Россонском районах. Все погибшие были без спасательных жилетов.
Транспортные аварийные случаи с использованием маломерных судов в 2024 году зарегистрированы:
в Ушачском районе 07.02.2024г. на озере Отолово Веркудского с/С утонул житель г.Витебска 1985 г.р., безработный, который использовал для рыбной ловли на открытом ото льда участке водной поверхности гребную лодку ПВХ (регистрации в ГИМС не подлежит) без спасательного жилета и в состоянии алкогольного опьянения. В результате перемещения по лодке произошло падение судовладельца в воду, а выбраться из воды он уже не смог;
в Городокском районе 22 сентября 2024 года на озере Апуково вблизи д.Холомерье утонул местный житель 1964 г.р., неработающий, который использовал гребную деревянную лодку индивидуальной постройки (регистрации не подлежит) для ловли рыбы запрещенными средствами лова без спасательного жилета и в состоянии алкогольного опьянения. В результате падения из лодки в воду судоводитель утонул;
в Верхнедвинском районе на озере Освейское 24 октября 2024 года произошло опрокидывание моторной лодки «Южанка» (маломерное судно было зарегистрировано в ГИМС) с подвесным двигателем мощностью 15 л.с. на полном ходу с тремя людьми на борту. В результате опрокидывания все находящиеся в лодке оказались в воде. Двое граждан, включая судовладельца, которые находились в спасательных жилетах, самостоятельно добрались до берега, а пассажир 1988 г.р., житель г.Новополоцка, работник одного из предприятий города, который оказался без спасательного жилета не смог доплыть до берега и утонул;
в Россонском районе на реке Нища вблизи д.Клястицы 17.11.2024г. погибли 2-ое граждан 1951 г.р. и 1959 г.р., жители г.Новополоцка, оба пенсионеры, которые рыбачили на лодке ПВХ «Адмирал-290» с подвесным двигателем мощностью 2,5 л.с. (маломерное судно было зарегистрировано в ГИМС). Гибель 2-х человек стала возможной вследствие опрокидывания маломерного судна на ходу. В результате чего оба мужчины оказались в воде, спасательные жилеты при использовании лодки не использовали, вследствие чего утонули. Предполагаемой причиной опрокидывания маломерного судна рассматривается версия зацепления лодочного двигателя при движении лодки за подводное препятствие;
опять же в Верхнедвинском районе на озере Освейское 23 ноября 2024 года при использовании гребного маломерного судна индивидуальной постройки (регистрации в ГИМС не подлежит) при рыбной ловле без средств спасения при неблагоприятных погодных условиях (сильный ветер, большая волна) произошло опрокидывание лодки с падение судоводителя (местный житель, 1963 г.р., работающий) в воду с последующим его утоплением;
снова в Россонском районе, но уже 25 ноября 2024 года при эксплуатации маломерного судна «BARK В-280» с подвесным двигателем мощностью 2,5 л.с. (лодка подлежит регистрации в ГИМС, но зарегистрирована не была) при рыбной ловле на озере Городно вблизи д.Старина Горбачевского с/С произошло падение судоводителя (житель г.п.Россоны, 1960 г.р., пенсионер) за борт с последующим утоплением. Сам судоводитель был без спасательного жилета.
Следует отметить, что ещё 2 факта гибели граждан с использованием маломерных судов вследствие имеющихся у них хронических заболеваний и наступления смерти ещё до падения воду произошли в июне 2024 года в Лиозненском и Сенненском районах, и которые не пошли на учет как аварийные случаи или утонувшие.
Таким образом, общими причинами гибели людей в указанных случаях явились:
пренебрежение элементарными мерами безопасности при пользовании маломерными судами в части не использования погибшими спасательного жилета (согласно п.9 Правил пользования маломерными судами судоводитель и лица, находящиеся на маломерном судне во время движения, должны быть в застегнутых спасательных жилетах);
использование маломерных судов в состоянии алкогольного опьянения (согласно абз.4 п.16 Правил пользования маломерными судами судоводителю запрещается управлять маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения…);
перемещение людей, находящихся на маломерном судне, во время его движения (согласно абз.3 п.18 Правил пользования маломерными судами запрещается: перемещение людей по беспалубному маломерному судну во время его движения);
эксплуатация маломерных судов с подвесными двигателями, не прошедших государственную регистрацию и техническое освидетельствование (согласно абз.3 п.19 Правил пользования маломерными судами запрещается эксплуатация маломерного судна в случае, если оно в установленном порядке не прошло государственную регистрацию и классификацию, и техническое освидетельствование);
эксплуатация маломерного судна в условиях ограниченной видимости или в сложных погодных условиях (согласно абз.11 п.16 Правил пользования маломерными судами запрещается осуществлять движение судна в тумане или других неблагоприятных метеорологических условиях).
В 50% случаев гибель была зарегистрирована с гребного судна (в т.ч. индивидуальной постройки), не подлежащего регистрации в ГИМС. В 57 % случаев гибель людей имела место в выходные дни (суббота и воскресенье), как правило, на значительном удалении от берега и в 57 % случаях погибшие находились в состоянии алкогольного опьянения. В 100% случаях гибель людей случилась в холодное время года (поздняя осень, зима).
Анализируя причины и условия, способствовавшие аварийному случаю с гибелью человека, можно констатировать, что нахождение людей на маломерном судне в застегнутом спасательном жилете максимально повышает их выживаемость при падении в воду.
При проведении рейдовых мероприятий (совершено 419 рейдов за 2024 год) по контролю за безопасностью маломерных судов на водных объектах Витебской области за нарушения правил пользования маломерными судами в 2024 году работниками ГИМС Витебской области вынесено 823 постановления о привлечении к административной ответственности судоводителей маломерных судов.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАЛОМЕРНОГО СУДНА:
Судоводителю запрещается:
управлять моторным маломерным судном, мощность двигателя которого превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), не имея при себе удостоверения на право управления моторным маломерным судном;
управлять маломерным судном в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность судоходства, под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции;
управлять маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения и (или) в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
передавать управление маломерным судном лицу, не имеющему права управления маломерным судном, лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления моторным маломерным судном или международного удостоверения на право управления прогулочным судном, а также лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения и (или) состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ
эксплуатировать маломерное судно, находящееся в неисправном техническом состоянии и (или) без необходимого комплекта оснащения, с нарушением условий, указанных в свидетельстве о его классификации;
оставлять без наблюдения водную акваторию;
нарушать нормы грузоподъемности и допустимого количества людей на борту;
использовать на маломерном судне двигатель, превышающий предельно допустимые мощность и (или) количество, а также устанавливать двигатель на гребных маломерных судах;
выходить в плавание при отсутствии на маломерном судне, подлежащем государственной регистрации и классификации, техническому освидетельствованию, судового билета и сертификата о допуске судна к эксплуатации;
осуществлять движение судна в тумане или других неблагоприятных метеорологических условиях, когда из-за отсутствия видимости невозможно ориентироваться;
создавать помехи для плавания других судов;
выходить в плавание на маломерных судах без предписанных сигнальных огней в темное время суток;
заходить на акватории, отведенные для купания, приближаться ближе 50 метров к обозначенным границам заплыва у пляжей, а при эксплуатации моторных маломерных судов с использованием водных лыж или аналогичных средств приближаться ближе 100 метров к таким границам;
буксировать маломерные суда с наличием на них или под бортом людей.
При этом, обязательной регистрации и классификации подлежат все маломерные суда (за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов). Зарегистрировать маломерное судно, владелец должен в течение 30 календарных дней со дня покупки маломерного судна или приобретения его на ином законном основании.
Эксплуатация маломерного судна возможна только после регистрации в судовой книге, нанесения бортовых номеров и технического освидетельствования, проводимого непосредственно после государственной регистрации или в процессе его эксплуатации.
Рыбалка поздней осенью, зимой или ранней весной привлекает на водоёмы многих, однако стоит помнить, что в холодный период года вероятность несчастных случаев с использованием маломерных судов повышается! Вода в это время холодная и в случае, если лодка перевернулась, а рыбак оказался в воде, намокшая одежда потянет его вниз ко дну, сковывая движения. Поэтому спастись бывает довольно трудно, даже находясь в спасательном жилете.
В целом, отрицательная температура воздуха и холодная вода не дают человеку шансов выжить, если он оказался в ледяной воде. Человек погибает при температуре тела менее 26 градусов (это примерно 30 минут нахождения в холодной воде). В холодное время года, если что-то случится с маломерным судном (перевернулось, потеряло герметичность и т.п.), либо судоводители и их пассажиры выпали за борт, финал будет трагичным.
Исходя из этого, ГИМС Витебской области призывает граждан соблюдать установленные требования при эксплуатации маломерных судов и максимально обеспечить безопасность их использования. Соблюдая установленные правила безопасности, мы гарантируем себе и окружающим нас гражданам жизнь.
ГИМС ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ.