От факела до электрификации: из истории появления искусственного источника освещения — в проекте Сенненского историко-краеведческого музея «Жизнь музейных запасников. Взгляд хранителя»

 История освещения неразрывно связана с историей человечества. Канделябры-подсвечники, керосиновые фонари и лампы, фотографии с попавшим в кадр антиквариатом, копии архивных документов – все эти предметы, прошедшие сквозь время и бережно хранящиеся в музее, — памятники минувшей эпохи. 

Привычное для нас электрическое освещение появилось в белорусских городах в конце XIX века.  Но этому предшествовала череда исторических этапов длинною в несколько тысячелетий. Заглянем в гости к нашим самым дальним предкам.  Огонь в костре, дар Прометея, — самый первый источник света. Он согревал и давал свет, защищал их от хищников.  За очагом нужно было постоянно следить и «подкармливать» дровишками. Разжечь заново огонь в очаге было непростой задачей.

 Попыткой «приручить» свет в каменном веке стал первый зажженный от костра факел, в давние времена – самый мощный источник света. В древности факелы часто применялись на кораблях, для передачи сообщений в темное время суток. Факел не затухал от дождя и ветра и часто использовался войсками. Такое освещение помогало решать проблемы освещения вплоть до средневековья.

 Люди стали открывать все новые вещества, которые могут поддерживать горение. В ход пошли различные масла и смолы, благодаря которым появились новые источники освещения – масляные горелки. Глиняный сосуд наполняли животным или растительным жиром и поджигали. Такая лампа давала мало света, много копоти и часто служила источником пожаров. Однако было замечено, что не любой жир можно зажечь. Это наблюдение подтолкнуло к изобретению фитиля, который скручивался из растительных волокон или веревки. Один его конец погружался в чашу с горючим веществом, а другой – поджигался.

 

Через много лет, предположительно в III веке до н.э., появились свечи – сначала жировые, затем из воска, и прочно вошли в обиход на длительное время. Несмотря на то, что существовали свечные заводы, во многих деревенских семьях их делали сами. Свечи помещали в подсвечники, изготовленные из разных материалов (глина, металл, фарфор и др.). Что касается терминологии, то осветительный прибор с использованием свечи правильнее называть канделябр (от лат. сandelabrum). Он известен еще со времен этрусков и имеет множество разновидностей со специализированными названиями: торшер (напольный канделябр), жирандоль (подставки для свечей, расположенные по окружности), подсвечник (канделябр для одной свечи), шандал (тяжелый подсвечник). Помимо утилитарных, канделябры выполняли декоративную функцию и становились образцом прикладного искусства. Красивыми канделябрами конца XIX cт. можно полюбоваться в районном музее на стационарной выставке «Этнография и быт Сенненщины».

 Наряду со свечами до середины XIX ст. в домашнем быту использовали масляные лампы. А с момента регистрации торговой марки «керосин» стали распространяться керосиновые светильники. «Просто и практично. Главное светло, — керосин горит ярче масла и не образует в отличие от него отложений на стенках, керосиновую копоть легко отмыть», — до этой мысли дошли два австрийских аптекаря Игнатий Лукасевич и Ян Зех в 1853 году. С этого времени керосиновая лампа начинает отсчет своей долгой жизни в быту человека. Даже в наш электрифицированный век ветроустойчивый фонарь («керосинку») можно встретить на полках магазинов. Керосиновая лампа до сих пор имеет много преимуществ и продолжает нести свет в глухие уголки и местечки.

 В музейных запасниках хранится около двух десятков керосиновых и спиртовых осветительных приборов —подвесных и настольных, металлических и стеклянных, декорированных рельефным орнаментом, включая удивительные раритеты – деревянные и металлические свечные фонари, изготовленные вручную. Многие крестьяне сами создавали такие светильники для своего хозяйства. Занимались этим обычно зимой, когда не было работы в поле и во дворе.

 В начале XV века появились первые попытки использовать искусственное освещение на городских улицах. В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. В Российской империи до XVIII ст. организованное уличное освещение отсутствовало. По ночам улицы были небезопасны, горожане при выходе из дома в темноте часто брали с собой собственные фонари. В Москве жителей обязывали выставлять в окна зажженные свечи. В 1706 году по приказу Петра I в Санкт-Петербурге были освещены дома возле Петропавловской крепости, а в 1723 году Невский проспект осветился масляными фонарями.

 В Витебске уличное освещение появилось в 1827 году. С 1851-го наряду со свечными стали использоваться спиртовые фонари. Они были более яркими, но фонарщики, которые зажигали их, уже в самом начале работы оказывались пьяны. Позднее в спирт стали добавлять скипидар, а некоторые фонари продолжали работать на свечах. В 1863 году в Витебске горело 220 фонарей. В основном они размещались на мосту через Западную Двину и на главных улицах, окраины же освещались плохо.  

 Тем не менее, керосиновые фонари настолько прочно вошли в жизнь, что детям предлагали решать задачи, сколько нужно времени фонарщику, чтобы зажечь фонари на улице.

 Про уличное освещение в уездном городе Сенно говорится в архивном источнике «Список населенных мест Могилёвской губернии» за 1910 г.: «…Улицы города освещаются керосином, для чего имеется 72 простых фонаря».

 С распространением электроснабжения надобность в них, прежде всего в городах, уменьшилась, но при перебоях в подаче электричества они вновь становились незаменимыми помощниками. Шествие электричества становилось триумфальным, и его уже нельзя было остановить. Сторонникам керосиновых ламп оставалось утешаться тем, что форма первых настольных электрических ламп почти в точности копировала форму керосиновых. Не было только резервуара для топлива. Электричество в Сенно появилось в 1929 году с момента введения в эксплуатацию городской электростанции.  

 Особой страницей истории керосинового фонаря стала Великая Отечественная война. Фронт, лишенный роскоши электричества, потребовал от промышленности тысячи ламп. Они нужны были в землянках, блиндажах, штабах. Их ждали солдаты и офицеры, караульные и обходчики, связисты, корреспонденты, повара, медики. Фонарей же попросту не хватало. Потому на фотографиях и кинохрониках тех лет можно часто наблюдать «продукт» солдатской смекалки – тусклые «коптилки» из гильзы плющенного орудийного снаряда или консервной банки. Такие предметы продолжают жить в музеях, чтобы раскрыть посетителям отдельные страницы истории региона в годы военного лихолетья 1941—45 гг.

 Традиция зажигать керосиновые фонари возрождена в Бресте: аллея в центре города из 17 кованых светильников, фонарщик в старинной форме, часы на цепочке, огниво. Словно волшебник, сошедший со страниц сказок Андерсена.  Здесь установлены специальные часы, чтобы гости не пропустили уникальный ритуал. Все верят в сказку и ждут волшебника. И он появляется: в мундире петровских времен, с железной лестницей на плече, — фонарщик, единственный в городе и во всей стране. Каждый день он до блеска натирает пуговицы мундира. Именно их нужно потрогать для исполнения чего-то самого заветного. Приезжая в Брест на военно-историческую реконструкцию «22 июня 1941 года. Брестская крепость», я обязательно иду на Аллею фонарей, чтобы еще раз посмотреть, как зажигается вечерняя сказка, прикоснуться к фантазии из света и металла. 

 P.S. Сам брестский фонарщик считает, что традиция потереть пуговичку на его мундире появилась из-за того, что раньше на удачу потирали пуговицы трубочистов. Но это уже другая история музейных запасников.

 Бронислава ЖЕЛТОБРЮХОВА,

главный хранитель фондов.

 Фото предоставлено Б.Желтобрюховой.

 

admin

Recent Posts

Корреспонденты «ГС» поитересовались у сенненцев, что для них значит 7 ноября, и с чем он ассоциируется

В преддверии знаменательной даты 7 ноября мы поинтересовались у сенненцев, что для них значит этот…

2 часа ago

Поздравление руководства района с Днем Октябрьской революции

Уважаемые жители Сенненщины! Примите искренние поздравления с праздником — Днем Октябрьской революции! Октябрь 1917 года…

2 часа ago

К республиканской акции «Дай лесу новае жыццё» присоединились сотрудники прокуратуры, суда Сенненского района и районного отдела Следственного комитета

К республиканской акции «Дай лесу новае жыццё» присоединились сотрудники прокуратуры, суда Сенненского района и районного…

18 часов ago

ЦИК Беларуси напомнил о правилах предвыборной агитации кандидатов в Президенты

Начальник отдела правовой, аналитической и методической работы аппарата ЦИК Елена Григорович на семинаре "Информационное сопровождение…

18 часов ago

Дан старт IV республиканскому правовому турниру для старшеклассников «Сила Закона»

Дан старт IV республиканскому правовому турниру для старшеклассников «Сила Закона» Начат прием заявок на участие…

18 часов ago

Ноябрь в Беларуси объявлен месяцем охотничьего туризма

С целью развития туристического потенциала Республики Беларусь и привлечения внимания к богатым охотничьим традициям страны,…

19 часов ago