В этом году любительская труппа при горпосёлковом Доме культуры отмечает 70-летие со дня своего образования. Но истоки её ещё глубже — в далёком 1929-ом, когда в Богушевске появился драмкружок. А спустя три десятилетия театр получил звание “народного”.
В знаменитом фильме Эльдара Рязанова “Берегись, автомобиля” один из героев предрекал, что народный театр вытеснит профессиональный. Пророчество, конечно же, не сбылось. Хотя в 90-ых годах прошлого века искусство Мельпомены на постсоветском пространстве оказалось на грани выживания. В XXI веке театры вынуждены соперничать в борьбе за зрителя уже с телевидением и Интернетом. И если профессиональным коллективам в этом плане несколько проще, то любительская труппа — явление нынче крайне редкое. И тем удивительнее, что в наше время есть энтузиасты, такие как Елена Ильюшенко, которые верят в великую силу живого искусства и несут его в массы.
Для деревенской девчонки понятие «театр» казалось чем–то далёким. И всё же сцена, словно магнитом, притягивала её к себе. В детстве подмостками для Елены были сельский клуб и деревенская околица. Насмотревшись по телевизору выступлений известных юмористов, маленькая Лена запоминала их монологи, чтобы потом с чувством, с толком, с расстановкой декламировать их родным и соседям. «Ну, ты точно артистка!» — восклицали «зрители». Примерно в 6-ом классе Лена с подругами организовала театральный кружок и даже поставила спектакль по сказке «Ослиная шкура». Помимо режиссерской работы, она взяла на себя все мужские роли. Премьера на сцене сельского клуба в присутствии односельчан имела успех. Правда, за любовь к искусству юному режиссеру и актрисе влетело от родителей. Чтобы придать солидности импровизированным билетам, Лена проштамповала бумажки печатью, взятой без спроса у матери, которая работала главным бухгалтером местного колхоза. Восприняли родные в штыки и желание дочери быть актрисой. Для сельских тружеников эта профессия казалась легкомысленной. «Была и вторая мечта, — рассказывает Елена Анатольевна. — Стать председателем колхоза». Амбициозным планам также не суждено было сбыться. Родители убедили, что руководить хозяйством — дело мужское. Да и профессии такой нет. В итоге выбор пал на медицинскую специальность. В 1989 году Елена поступила в Оршанское медучилище. Уезжала девушка на учёбу из родного Рогачёвского района, а вернуться пришлось в Богушевск. «После аварии на Чернобыльской АЭС на семейном совете решили переехать в более безопасный регион. Первоначально выбрали Сенно, так как тут жили родственники. Но как-то отец попал в Богушевск. Посёлок сразу понравился: уютный, рядом железная дорога. Нашлись и работа с жильём. Вот так мы и оказались здесь», — вспоминает моя собеседница. По распределению Елена Анатольевна трудоустроилась в областную туберкулёзную больницу, потом был детский санаторий в д. Гапоны. Замужество, рождение ребёнка… Об увлечении театром пришлось забыть. Но любовь к художественному слову никуда не исчезла. «Пока подростал ребёнок, перечитала чуть ли не всю горпосёлковую библиотеку», — улыбается Елена. О существовании в Богушевске театра она узнала работая школьной медсестрой. Тогдашний руководитель коллектива Александра Кузнецова вела у школьников драмкружок. С её подачи Елена Ильюшенко воплотила свою заветную мечту. Первой её серьёзной ролью стала Жанна д’Арк. Хотя образ девы-воительницы далёк творческой натуре Елены. Куда ближе комические персонажи. Благодаря театру удалось воплотить и вторую детскую мечту — в одной из пьес она сыграла председателя колхоза. А в 2010 году во время масштабного празднования 130-летнего юбилея горпосёлка Елене Анатольевне доверили исполнять роль пани Каролины, жены местного помещика, в честь которой и была названа железнодорожная станция «Богушевская», положившая начало местечку.
Сегодня коллектив насчитывает человек шесть. К сожалению, констатирует Елена, молодёжи в труппе не хватает. Из-за этого в репертуар отбираются пьесы с минимальным количеством ролей, а вот текста заучивать актёрам-любтелям приходится немало. «На это уходит любая свободная минутка», — говорит Елена и в продолжение рассказывает забавный случай из жизни. Как-то её отправили на курсы в Полоцк, с собой Елена захватила сценарий по чеховской пьесе «Предложение», чтобы по вечерам учить роль и готовиться к предстоящей премьере. Соседки по комнате общежития, где жила Елена, предложили помочь, да так увлеклись, что в итоге показали спектакль прямо в фойе общежития.
На столе у Елены Ильюшенко стоит ещё одна награда, которая для неё, пожалуй, дороже всех остальных. Это медаль за победу в областном фестивале театрального искусства детей с особенностями психофизического развития «Зазеркалье-2013», который проходил в Бегомльской вспомогательной школе-интернате для детей-сирот Докшицкого района. «У меня двойная театральная жизнь», — шутит моя собеседница. Четыре года назад она организовала театральный кружок для воспитанников Богушевского дома-интерната. По словам Елены Анатольевны, работа с детьми, да ещё с такими необычными, даже более творческая и интересная, ведь здесь она в одном лице и режиссёр, и сценарист, и костюмер. Идеи для номеров черпает из книг и Интернета. Готовыми сценариями, коих в великом множестве можно найти на просторах Всемирной паутины, не воспользуешься. Всё приходится переделывать с учётом способностей её особенных подопечных. Но труды окупает радость, которую ребятам приносят занятия в кружке и выступления. Вышеупомянутой награды удостоился спектакль по мотивам необычной сказки «Алиса в Зазеркалье» в исполнении необычных актёров из Богушевска. Регулярно выступают участники кружка и на домашних концертах, которые устраиваются в учреждении по случаю знаменательных дат и праздников. А сама Елена Ильюшенко уже привыкла к роли культорганизатора. Словно в подтверждение этого нашу беседу внезапно прерывает телефонный звонок. Из разговора становится понятно, что сценарий главного новогоднего утренника предстоит готовить моей собеседнице.
Слушая, с каким воодушевлением Елена Анатольевна рассказывает о своих ролях в театре, работе с детьми, удивляешься, откуда столько энергии в этой хрупкой женщине. «Телевизор не смотрю вообще, некогда», — признаётся моя собеседница. Своим энтузиазмом она увлекла театром и ещё одну сотрудницу дома-интерната. Наталья Богомол трудится кладовщицей и вечером после работы, как и Елена, спешит в местный ДК на репетиции.
По возвращении в редакцию невольно подумалось, что встречи с такими людьми, чей быт наполнен не погоней за материальными благами, а творчеством, не просто приносят радость общения. Они делают собеседника чуточку богаче.
Ольга БОНДАРЕВИЧ.
ВСТАВКА
Вот уже несколько лет Богушевский народный теарт возглавляет Юрий Ивановский. По совместительству он работает литературным редактором в национальном драматическом театре имя Я.Коласа. Репетиции проходят 2-3 раза в неделю.
Деятельность богушевского театра не ограничивается горпосёлком. Труппа регулярно участвует в областном смотре-конкурсе любительских театров сельских учреждений культуры «Тэатральныя далягляды вёскі». В 2013 году в номинации “Драматический спектакль” богушевцы заняли I место.
Экскурс в историю
Первым руководителем драмкружка и инициатором театрального движения в Богушевске был Борис Сорочкин. Родился он в 1877 году в Городке. Интерес к театру проявился у него ещё в ранней молодости, а когда семья перебралась в Витебск, юноша стал заниматься в драмколлективе при Клубе железнодорожников. Занятия продолжились и в Воронеже, куда в начале 20-х годов переехали Сорочкины. А в 1928-ом семья оказалась в Богушевске.
Здесь и вспыхнул талант Бориса Наумовича как организатора, руководителя, режиссера. Занимались в железнодорожном клубе. Драматический коллектив ставил спектакли на русском, белорусском языках и идише. Уже тогда помогала отцу его дочь Раиса.
А потом случились война, эвакуация. В посёлке, где оказалась семья, было немало приезжих, среди них оказалась и профессиональный режиссёр из Москвы, которая стала одним из организаторов драмкружка. Под её руководством Раиса Сорочкина осваивала сценическое искусство, чтобы вернувшись в родной Богушевск создать уже полноценный театр, который позже стал «народным». 20 августа 1946 года на сцене Богушевского районного дома культуры увидел свет первый спектакль послевоенного драматического коллектива. Это были две одноактовки А.П. Чехова «Юбилей» и «Медведь».
Богушевская труппа славилась выступлениями. В основе репертуара была белорусская национальная драматургия. Богушевские театралы-любители не боялись «замахнуться» на хрестоматийные произведения отечественных классиков. В 50-х годах драматический коллектив Богушевского РДК даже выступал на республиканской сцене. В любительской труппе блистала и будущая народная артистка БССР Зинаида Конопелько.
По воспоминаниям А.В.Кузнецовой.
К республиканской акции «Дай лесу новае жыццё» присоединились сотрудники прокуратуры, суда Сенненского района и районного…
Начальник отдела правовой, аналитической и методической работы аппарата ЦИК Елена Григорович на семинаре "Информационное сопровождение…
Дан старт IV республиканскому правовому турниру для старшеклассников «Сила Закона» Начат прием заявок на участие…
С целью развития туристического потенциала Республики Беларусь и привлечения внимания к богатым охотничьим традициям страны,…
В отделении комплексной поддержки в кризисной ситуации и дневного пребывания для граждан пожилого возраста г.п.…
«Пьяному и бесправному не место на дороге!» Под таким названием в период с 7 по…